Особенности подготовки проектов изменений генерального плана и правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа

Аватар пользователя Анна Крутькова

Сочетание выгодного экономико-географического положения Владивостока на пересечении стратегических транспортных потоков, особое уникальное культурное и историческое наследие, туристический потенциал создали условия для того, чтобы Владивосток стал центром Владивостокской агломерации. Одной из задач генерального плана Владивостокского городского округа является определение градостроительного развития территории как центра международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, крупного морского порта, административного, культурного, научно-образовательного и туристического центра Дальнего востока.

В рамках развития агломерации Владивостоку отводится роль экономического, общественного и культурного центра за счет перераспределения остальных функций, например промышленных, портовых и логистических в соседние муниципальные районы. На острове Русский на базе Дальневосточного федерального университета формируется научно-образовательный кластер, также благодаря уникальной природе острова здесь предлагается развитие рекреационной функции. Рекреационный потенциал агломерации также предлагается развивать на территории Владивостокского городского округа за счет существующих уникальных санаторно-курортных условий, сложившихся у побережья Амурского и Уссурийского заливов, а также благодаря природному разнообразию островной части городского округа. 

Ориентированный преимущественно на транзит Приморский край, не мог бы полноценно осуществлять эту функцию без развития Владивостокского транспортного узла. Развитие международных транспортных коридоров Приморья, непосредственно связаны с портами. Поскольку Владивостокский морской торговый порт имеет ограниченные территориальные ресурсы, а его расположение в бухте Золотой рог влияет на морской фасад города, главным направлением развития порта является расширение контейнерного терминала. В рамках Владивостокской агломерации это означает перераспределение портовых функций между существующими и планируемыми портами на территории соседних районов.

Для эффективного включения в агломерационную структуру и перераспределения функции между всеми городами и населенными пунктами необходимо укрепление и развитие транспортного каркаса. На территории Владивостокского городского округа, на  основании ранее разработанной документации определены направления развития участка Владивостокской кольцевой автомобильной дороги, которая должна принять на себя транзитные потоки на остров Русский и обеспечить пропуск грузопотоков морского торгового порта в обход центра города. Начинающаяся от моста на полуостров Де-Фриз, дорога проходит вдоль Амурского залива через полуостров Эгершельд и остров Елена на остров Русский.  Дорога подключается к городской улично-дорожной сети через проектируемые многоуровневые развязки, участок дороги от мыса Боброва до мыса Купера предусматривается провести в тоннеле по морскому дну, далее материковая и островная часть соединиться мостами через пролив Босфор и искусственный канал. Острова Рейнеке и Попова также предлагается связать мостами между собой и материковой частью через остров Русский. Вовлечение островных территории в единую транспортную структуру делает возможным развитие их рекреационного потенциала, а жителям данных территории удобство и доступность перемещения. Еще одним принципиально важным связующим звеном городских территорий должен стать автомобильный мост через бухту Золотой Рог с Эгершельда на Чуркин в районе мыса Голдобина. Система проектируемых магистральных улиц общегородского значения, автомобильных тоннелей и многоуровневых развязок обеспечивает надежную связь существующих и планируемых к развитию городских территорий между собой с учетом особенностей рельефа и сложившейся застройки. Удобные и наикратчайшие транспортные связи всех уровней позволят не только более эффективно пропускать транзитные потоки, но и обеспечить связанность всех районов городского округа и соседних территорий в единую транспортную сеть (рис. 1). Но так как Владивосток имеет традиционно высокий уровень автомобилизации, а проблема парковочных мест стоит не менее остро, к решению транспортной ситуации необходимо подходить комплексно. Одновременно со строительством новых дорог, необходимо развивать систему общественного транспорта, восстанавливать утраченные маршруты, там. где это возможно и создавать комплексную систему транспортно-пересадочных узлов и многоуровневых парковок. В настоящее время система общественного транспорта не способна в полной мере обеспечить комфортными ежедневными поездками всех жителей города. Утрачена большая часть маршрутов электротранспорта. Для создания удобной современной системы, столь необходимой для поддержания комфортной жизнеспособной городской среды, проектом генерального плана предложен ряд мероприятий. Например, восстановление сети электротранспорта, как наиболее экологически чистого и эффективного в условиях сложного рельефа. Также предложение по строительству монорельсовой дороги параллельно улице Светланская. На расчетный срок проектом предлагается организация движения «городской электрички» на линиях, где в настоящее время пассажирское сообщение не осуществляется, в том числе на проектируемой железнодорожной линии с полуострова Эгершельд на остров Русский. Связь между различными видами общественного транспорта предлагается осуществлять с помощью транспортно-пересадочных узлов (рис. 2).

Рис. 1  Прохождение ВКАД и других магистральных дорог.


Рис. 2  Предложения по развитию городского общественного пассажирского транспорта.

Но не только выгодное расположение и транзитные связи делают Владивосток уникальным городом. Неповторимый и узнаваемый облик Владивостока создают его бухты, мосты и городские сопки, с которых открываются живописные виды на город и острова. Эти особенность рельефа также повлияли и на решения в генеральном плана. Сопки предлагается защитить от дальнейшей жилой застройки. Там, где это возможно, предложены зоны рекреационного назначения и развитие общественных пространств, например, таких как видовые площадки. От характера застройки морских бухт и береговых территорий зависит восприятие морского фасада города. Своеобразными воротами при заходе в бухту Золотой Рог являются территории Владивостокского морского порта, на которых предлагается размещать только «чистые» контейнерные терминалы без зон открытой перегрузки сыпучих грузов (рис. 3).

Рис.3   Вид на бухту Золотой Рог с видовой площадки.

Практически вдоль всех городских бухт со стороны Амурского и Уссурийского заливов и на островных территориях предлагается развитие или сохранение зоны рекреационного назначения с размещением объектов спорта и отдыха. На всем протяжении от Токаревской кошки до Спортивной гавани и далее до района Первой речки, предложены намывные рекреационные территории с искусственными бухтами и набережной, где могут быть размещены яхтенные марины, спортивные площадки, зеленые общественные пространства. В проекте не только зарезервированы новые территории под создание скверов, набережных и парковых зон, но и особое внимание уделено сохранению существующих зеленых городских участков. Тщательно изучив городскую специфику и возможность объединить общественные пространства, в проекте были даны предложения по связям между различными общественными пространствами, в единую пешеходную городскую сеть.

Большое значение для города, его восприятия и будущего роста имеет его историческое и культурное наследие. Владивосток начинал свое развитие вдоль северного берега бухты Золотой Рог. Здесь разместились первые портовые сооружения, административные и общественные здания. Городская застройка формировалась в виде квартальной прямоугольной структуры в северо-западном направлении от побережья Золотого рога и вдоль улицы Светланская, повторяющей очертания бухты в восточном направлении. В настоящее время исторический центр города сохранил не только свой архитектурный облик, но и планировочную структуру, которая отчетливо выделяется среди подчиненной рельефу застройке более поздних периодов. Например, в районе ул. Фокина практически в первоначальном виде сохранилось несколько кварталов малоэтажной высокоплотной и многофункциональной застройки, так называемая Миллионка, с колоритными уютными внутренними двориками, жилыми домами внутри квартала и множеством магазинчиков и кафе. Одним из способов сохранения городской идентичности и исторического наследия на стадии генерального плана стало решение об определении зоны Исторической застройки с ограниченной максимальной высоты зданий. Эта зона также присутствует в правилах землепользования и застройки, где для нее были определены соответствующие ее специфике параметры и вид застройки (рис. 4).

Рис. 4  Предложения установлению Зоны исторической застройки.

Важнейшей частью архитектурно-исторического наследия территории городского округа также является памятник федерального значения Комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости – один из  крупнейших и уникальных военно-исторических памятников Российской Федерации. Различные объекты Владивостокской крепости расположены на полуострове Муравьева-Амурского, островах Русский, Елена и Шкота. Для сохранения и реконструкции Владивостокской крепости и созданного исторического ландшафта, для всех значимых существующих фортификационных объектов определены рекреационные территории, расположенные на островной части и вдоль Седанкинского перевала на материковой части городского округа. На данных территориях предлагается развивать комплекс познавательного приключенческого туризма и тематические военно-исторические парки (рис. 5).

Рис. 5  Бруствер форта на о. Русский.

Если объединить все особенности разработки проекта, то получится комплекс решений, отвечающий на вопросы сложной территории, гармонично объединяющий в себе решения уже принятых документов разных уровней и также предлагающий свои способы достижения сбалансированного и живого документа территориального планирования. Каждая сфера проекта требовала тщательного анализа и применения нестандартных подходов. Все направления развития города тесно взаимоувязаны, также затрагивались интересы множества заинтересованных сторон от крупных инвестиционных компаний до простых собственников земельных участков. Таким образом была необходима командная работа на всех уровнях проекта, проведение многочисленных встреч с жителями и рабочих совещаний с заказчиком. Это также является особенностью данного проекта, без которой был бы невозможен учет большинства мнений и пожеланий и подробное погружение в территорию и ее специфику.




Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка