Почему тротуары выгоднее для экономики, чем автодороги?

Аватар пользователя Вероника Попова

Какова ценность городских тротуаров? Почему при строительстве дорог необходимо учитывать не только интересы автомобилистов, но и пешеходов? Предлагаем вашему вниманию перевод статьи «Why walkable streets are more economically productive», опубликованной 18 января в журнале Strong Towns.

В настоящее время многих горожан волнуют проблемы безопасности и «проходимости» улиц, ведь ходьба – часть здорового образа жизни. Людей привлекают благоустроенные пешеходные зоны, а пешие прогулки, в отличие от езды на автомобиле, не наносят вреда экологии.

Безусловно, данные аргументы в пользу прогулок пешком убедительны, но, на наш взгляд, главный довод, способный повлиять на мнение людей с различными ценностями и политическими убеждениями, имеет исключительно материальную основу – общественные пространства играют важную роль в экономическом благополучии общества.

Каждый раз, обращая внимание на благоустроенные пешеходные улицы – такие, прогулки по которым безопасны и приятны, где нет сумасшедшего автомобильного трафика, мы обнаруживаем, что эти пространства вносят огромный вклад в развитие экономики. Это особенно актуально при сравнении пешеходных дорог с автомобильными. Задумайтесь о тех районах вашего города, где все препятствует прогулкам и езде на велосипеде: многополосные автодороги, по которым летят автомобили, километровые парковки и узкие (если они вообще есть) тротуары с изредка встречающимися пешеходными переходами. Более того, пешеходные улицы стимулируют бизнес-активность, что предполагает выгодное инвестирование и в конечном счете позволяет собрать больше налогов.

Вклад общественных пространств в развитие бизнеса

Улицы, передвигаться по которым легко и безопасно – это также улицы, где обычно процветает бизнес. Данный факт подтверждается рядом исследований, проведенных за последние несколько лет. Так, в докладе 2011 года австралийский ученый доктор Родни Толли пришел к выводу: «С развитием пешеходных зон всегда повышается арендная плата за находящуюся рядом недвижимость». Действительно, в 2009 году Джо Кортрайт провел исследование с использованием онлайн системы Walk Score, которая помогает подобрать жилую недвижимость (либо отель) в зависимости от потребностей пешехода (есть возможность задать такие параметры, как близость остановок общественного транспорта, наличие магазинов, ресторанов, кафе, школ и т.д.). Соответственно, стоимость аренды недвижимости (номера в отеле) ранжируется в зависимости от благоустройства выбранного района. Исследование показало: когда рейтинг того или иного района в Walk Score повышался, стоимость аренды жилья в нем возрастала на 500, а то и 3000 долларов.

Кроме того, из главного доклада Управления транспорта Сан-Франциско следует, что «люди, предпочитающие пешие маршруты, расходуют за месяц больше денежных средств, чем автомобилисты». 

Посетите наиболее процветающие районы любого города, и вы увидите, что здесь созданы все условия именно для пешеходов. Благоустроенные пешеходные улицы позволяют человеку безопасно пройти, например, из магазина одежды в кафе, находящееся на противоположной стороне, оставив при этом в обоих местах свои деньги. Горожане легко могут купить продукты и предметы первой необходимости в пешей доступности от своего дома. Возможно, одно из главных преимуществ пешеходной улицы – многообразие точек розничной торговли. Ведь это означает, что каждый метр такой земли полезен для экономики, в отличие от километров парковочных мест и пустующих газонов.

Общественные пространства полезны для экономики

Наши данные однозначно говорят о том, что улицы, ориентированные на пешеходов, намного полезнее для экономики, чем улицы, ориентированные на автомобилистов – это справедливо как для крупных, так и для небольших городов. Наши исследователи проводят большую часть своего времени, посещая города и поселки по всей стране, чтобы сопоставить их вклад в экономику посредством уплаты налогов. Они пришли к выводу, что города с развитой пешеходной инфраструктурой в 100% случаев приносят больше доходов государству.

Приведенные ниже изображения наглядно это иллюстрируют (чем больше налогов поступает, тем выше планка на графике).

  

                         

Де-Мойн, штат Айова                                                                                                                                                 Лафейетт, штат Луизиана                                                                                                     

Редлендс, штат Калифорния                                                                                                        Траверс-Сити, штат Мичиган

На каждом изображении можно увидеть, что ориентированный на пешеходов исторический центр города выплачивает намного больше налогов, чем остальные районы.

Теперь обратим внимание на центральные пешеходные улицы этих городов.

Де-Мойн                                                                                                                                                      Лафейетт

Редлендс                                                                                                                                                        Траверс-Сити

Выделим общее:

  • дороги достаточно узкие, не более двух полос; места для парковки располагаются по обеим сторонам – следовательно, автомобилисты вынуждены соблюдать скоростной режим;
  • везде присутствуют тротуары, пешеходные переходы и светофоры;
  • вход в магазины прямо с тротуара, вывески привлекают внимание прохожих;
  • офисы расположены на 2 (а в некоторых случаях 3,4,5) этаже зданий, что обеспечивает дополнительные поступления в бюджет и приток людей.

Между тем, вот как выглядят «автоориентированные» пространства тех же городов:

Де-Мойн                                                                                                                                                                  Лафейетт

Редлендс                                                                                                                                               Траверс-Сити


Здесь все построено вокруг автомобиля:

  • широкие многополосные дороги, вдоль которых запрещена парковка, – предполагают быструю езду;
  • хотя вдоль большинства дорог есть тротуары (если присмотреться), ни один из них не пригоден для прогулок;
  • пешеходные переходы отсутствуют либо расположены далеко друг от друга;
  • из озеленения – голые газоны, отсутствуют деревья, которые затеняли бы тротуар, создавая комфортные условия для пешехода;
  • большие рекламные вывески вдоль дорог, заметные из окна движущегося автомобиля;
  • километры парковки.

Такая картина характерна для всей Америки. Когда мы строим для людей – получаем экономически развитые и процветающие районы. Когда мы строим для автомобилей – получаем малоразвитые территории. В результате развитое городское ядро почти всегда поддерживает экономическое благополучие всего города.

Общественные пространства – площадка для выгодных инвестиций

От вкладов в пешеходные зоны инвесторы, как правило, получают большие дивиденды. Стоимость тротуаров, зеленых насаждений и скамеек существенно ниже, чем стоимость автодорожного полотна. То же можно сказать и об амортизации. Простой тротуар может служить миллионам пешеходов десятилетиями и даже столетиями при минимальном уровне затрат, поддерживая при этом десятки или сотни расположившихся на нем предприятий малого бизнеса. Автомобильная дорога той же протяженности потребует намного больше расходов при меньшей отдаче. Более того, недвижимость, расположенная в благоустроенных для пешеходов районах, приносит гораздо больший доход, чем аналогичная недвижимость вблизи автодорог, что наглядно демонстрируют рисунки ниже.


На рисунке слева мы видим, что даже на одной стороне пешеходной улицы может разместиться десяток магазинов и кафе, над которыми располагаются квартиры и офисы. Большинству из этих домов уже больше ста лет, и с тех пор они служат развитию малого бизнеса. Мы получаем дивиденды от вложений, произведенных сто лет назад!

На фото справа мы видим схожую по размерам автомобильную дорогу с домами, построенными совсем недавно и служащими одной единственной цели: здесь находится ресторан Perkins.

На картинке слева уличный бизнес представлен во всем разнообразии: ларьки, кафе, продуктовые магазины. Между тем, одинокий Perkins на соседней картинке использовал все свободное место для размещения парковки.

Инвестируя в автодороги,  вы создадите пустующие десятилетиями территории, истощающие ваш город. Тем временем, инвестиции в благоустройство пешеходных зон и общественных пространств будут приносить вашему городу пользу и процветание на протяжении многих десятилетий, а, возможно, и веков.


Источник: "Strong Towns".

Перевод подготовлен юристом отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ООО «ИТП «Град» В.С. Поповой.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
АНТИСПАМ
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка