Публичные слушания заменят общественными обсуждениями

0876268В Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении в первом чтении находится проект Федерального закона № 133118-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях расширения возможностей участия граждан в принятии решений в области градостроительной деятельности), подготовленный Минстроем Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и другие федеральные законы.

Как известно, публичные слушания проводятся для обсуждения проектов градостроительной документации и отличаются от других форм общественного контроля тем, что предусматривают проведение только личного собрания участников таких слушаний. Законопроект в свою очередь предлагает перейти от процедуры публичных слушаний к процедуре общественных обсуждений, которые могут проводиться и в сети интернет. Таким образом, уровень информирования граждан о градостроительном проекте должен значительно повыситься, и участие в общественных обсуждениях станет максимально удобным для жителей. Разработчики законопроекта полагают, что его принятие расширит способы влияния граждан на принятие градостроительных решений, позволит привлечь к проведению общественных обсуждений максимальное число жителей с минимальными затратами времени и материальных ресурсов, принимать более сбалансированные управленческие решения.

В целях защиты права граждан, не имеющих доступа к сети интернет, на участие в принятии решений по вопросам градостроительной деятельности законопроектом устанавливается, что общественные обсуждения должны обеспечивать возможность участия в них всех категорий граждан, в том числе путем предоставления доступа к информационным системам, с использованием которых проводятся такие общественные обсуждения, в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) в помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций. Все предложения и замечания участников обсуждений должны будут регистрироваться и обязательно рассматриваться, а результаты должны быть отражены в заключительном документе, который обязательно будет публиковаться.

Необходимо отметить, что Комитет Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления выступил против принятия законопроекта. Основная проблема состоит в том, что законопроект косвенно закрепляет возможность очного обсуждения в виде проведения консультаций и экспозиций в органах местного самоуправления. Однако, по мнению комитета, эта оговорка «в недостаточной степени позволит закрепить этот очный порядок проведения» и на практике может привести к разногласиям и недопониманию.

По словам ведущего советника аппарата комитета Натальи Ивановой, в первую очередь комитетом в своем заключении была отмечена необходимость корректировки уже существующего института публичных слушаний, поскольку его полное исключение из правового поля и замена его новым институтом общественных обсуждений представляется нецелесообразным. Конституционный суд Российской Федерации еще в 2010 году в своем определении указал, что федеральный законодатель, определив публично-правовой институт — публичные слушания, предоставил возможность гражданскому обществу выразить коллективное мнение, которое не только выражает предложения по обсуждаемым вопросам, но и в процессе обсуждения выявляет разногласия и позволяет в процессе спора прийти к коллективному, более-менее согласованному решению, что электронные институты общественных обсуждений в принципе исключают. (http://www.ksrf.ru/ru/Press-srv/Smi/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=4241)

Говоря о корректировке существующего института, специалисты отметили необходимость закрепления в законодательстве механизма учета мнения населения, так как сегодня результаты публичных слушаний носят лишь рекомендательный характер.

Кроме того, должен быть решен вопрос терминологии. По мнению экспертов, право участвовать в публичных слушаниях и принимать решения должно быть у жителей конкретной территории, имеющих постоянную регистрацию, а не у всего населения этого региона, что должно частично решить вопрос о фальсификации решений публичных слушаний. (https://komitetgi.ru/news/news/3215/)

Профильный Комитет Государственной Думы Российской Федерации по транспорту и строительству рассмотрит законопроект в мае текущего года.

С текстом документов можно ознакомиться в приложении к настоящей новости.

 

Материалы подготовлены юристом отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ООО «ИТП «Град» В.С. Поповой.

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка