Роль документов территориального планирования в реализации мер государственной поддержки промышленного производства

Аватар пользователя Марушкина Наталья

В настоящее время целью государственной промышленной политики, определенной на федеральном уровне, является формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных производств, обеспечивающих переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, а также обеспечение обороны страны и безопасности государства, занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.

В Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» в качестве основных инструментов территориального развития промышленности определены индустриальные (промышленные) парки и промышленные кластеры.

Индустриальный (промышленный) парк – совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией – коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Промышленный кластер – совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

С целью создания и развития новых точек роста экономики и промышленного развития регионов – индустриальных (промышленных) парков и промышленных кластеров, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 утверждена подпрограмма «Индустриальные парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

В рамках указанной подпрограммы Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее также – Министерство, Минпромторг России) осуществляет деятельность по формированию благоприятной среды для создания индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров, в том числе за счет оказания мер финансовой поддержки.

Система государственной поддержки индустриальных (промышленных) парков и промышленных кластеров действует в два этапа. На первом этапе инструменты территориального развития промышленности должны пройти процедуру проверки соответствия установленным требованиям и их последующего занесения в реестры; на втором – сформировать и подать заявку на получение финансирования за счет средств федерального бюджета.

В тоже время в соответствии с докладом заместителя Директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Д.Г. Цуканова «О ходе подготовки индустриальными парками документов для включения в реестр индустриальных парков и управляющих компаний Минпромторга России» заявители допускают типовые ошибки в документах на включение в реестр Минпромторга России, среди которых можно выделить следующие:

-          несоответствие земельных участков, составляющих часть территории индустриального (промышленного) парка, установленным требованиям законодательства в части категории земель и вида разрешенного использования;

-          предоставление документов не на все земельные участки, составляющие территорию индустриального (промышленного) парка;

-          отсутствие проекта планировки и межевания территории индустриального (промышленного) парка.

Подобные ошибки свидетельствуют о недоработках еще на первом этапе создания индустриального (промышленного) парка, связанного с подбором и предложением  инвестиционной площадки, отвечающей базовым условиям для формирования парковой структуры.

Также необходимо отметить, что решение о создании промышленного кластера на территории субъекта Российской Федерации принимается исходя из наличия соответствующих предпосылок. Неадекватная оценка возможного потенциала территории может привести к плачевному результату в сфере промышленного развития региона и в целом всей страны, нерациональному использованию бюджетных, трудовых и временных ресурсов. 

При этом необходимо отметить, что после включения индустриального (промышленного) парка в реестр в течение 3-х лет управляющая компания имеет право на получение субсидирования процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на создание инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков. Управляющей компании может быть возмещено до 2/3 затрат на обслуживание кредитов, но не более 0,9 ключевой ставки ЦБ РФ. Таким образом, данное мероприятие позволяет снизить затраты на обслуживание кредитов на создание инфраструктуры парков до 5% годовых. В федеральном бюджете на эту меру господдержки предусмотрено 280 млн. рублей в 2016 году.

 

(Источник информации: выступление заместителя Министра промышленности и торговли РФ Д.В. Овсянникова «Государственная поддержка индустриальных парков, промышленных технопарков и кластеров» на практическом семинаре Ассоциации индустриальных парков «Меры поддержки резидентов индустриальных парков, особых экономических зон и промышленных кластеров», март 2016 г.)

 Кроме того, субъекты Российской Федерации также имеют возможность возместить затраты на создание инфраструктуры промышленных площадок. После одобрения заявки региона на получение субсидии на создание инфраструктуры парков, включенных в реестр Министерства, региону возмещаются понесенные расходы в размере уплаченных резидентами федеральных налогов: 50% суммы таможенных пошлин, 50% суммы НДС, налог на прибыль организаций и акцизы на легковые автомобили и мотоциклы. В 2016 году на это мероприятие предусмотрено выделение 4,3 млрд. рублей.

 

(Источник информации: выступление заместителя Министра промышленности и торговли РФ Д.В. Овсянникова «Государственная поддержка индустриальных парков, промышленных технопарков и кластеров» на практическом семинаре Ассоциации индустриальных парков «Меры поддержки резидентов индустриальных парков, особых экономических зон и промышленных кластеров», март 2016 г.)

 В целях стимулирования инвестиционной активности по запуску новых промышленных площадок в 2014 году Минпромторг России совместно с МСП банком и Сбербанком запущен новый кредитный продукт с особыми условиями для инвесторов индустриальных парков. Кредит выдается суммой до 5 млрд. рублей и сроком до 14 лет, а размер ставки составляет 14 – 17% в совокупности с поддержкой от Министерства на возмещение 5 – 7%.

Промышленные кластеры, соответствующие требованиям государства, имеют возможность возместить часть затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения. Запланированная сумма в федеральном бюджете на финансирование этой меры поддержки в 2016 году составляет 100 млн. рублей.

Таким образом, суммарный объем финансирования государственной поддержки индустриальных (промышленных) парков и промышленных кластеров в 2016 году превышает 4,7 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета.

 Избежать вышеуказанные ошибки, минимизировать риски и получить федеральное финансирование позволят высококачественные документы территориального планирования.

Применяемые в работе ООО «Институт территориального планирования «Град» (далее также – ООО «ИТП «Град») принципы, методики, инструменты разработки градостроительной документации дают возможность обеспечить обоснованные комплексные решения по стратегическому пространственному развитию территории и создании новых мест приложения труда. Данные решения являются сквозными (бесшовными), то есть обеспечивают взаимосвязь документов стратегического и территориального планирования федерального, регионального и местного уровней как единой системы; формируют предпосылки и возможности для инвестиционного прогресса, динамичного социально-экономического развития, повышения уровня и качества жизни населения, в том числе за счет максимального аккумулирования мер государственной поддержки того или иного приоритетного направления.     

Так, например, при разработке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований специалистами ООО «ИТП «Град» проводится анализ кластеров по приоритетным направлениям развития экономики, в результате которого формируется модель наиболее оптимального размещения объектов инфраструктуры промышленного кластера.

Применяемые технологии экономико-математического анализа  позволяют определить наиболее благоприятные для создания новых производств зоны и точки роста по приоритетным направлениям экономического развития.

Рисунок 1 – Выявленные зоны, благоприятные для возникновения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры производственных объектов, соответствующих стратегическим приоритетам развития

 Сформированный перечень основных инвестиционных проектов по созданию новых и модернизации существующих предприятий в рамках приоритетных направлений развития экономики рассматриваемой территории позволяет конкретизировать состав участников кластера. Необходимо отметить, что для каждого проекта определяются основные характеристики (мощность, количество созданных рабочих мест, площадь) и показатели эффективности реализации (коммерческий, бюджетный, социальный эффекты). 

Данный анализ кластеров служит базисом для принятия обоснованного решения органами власти о создании технологической инфраструктуры функционирования и развития кластера на территории субъекта Российской Федерации что, соответственно, активизирует процесс использования возможности получения средств федеральной финансовой помощи на субсидирование расходов по реализации инвестиционных проектов.

Вышеуказанный перечень инвестиционных проектов распределяется по территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования в соответствии с выявленными зонами и точками роста. При этом, проектирование и территориальная локация инвестиционных проектов производится с помощью привязки к конкретному земельному участку – инвестиционной площадки. Необходимо отметить, что все инвестиционные площадки проектируются с учетом потребности в необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой, что соответствует Национальному стандарту ГОСТ Р 56301-2014 «Индустриальные парки. Требования». Производится оценка стоимости строительства коммуникаций. Также по каждой инвестиционной площадке указывается информация о форме собственности, категории земельного участка, виде разрешенного использования, наличии обременений и ограничений использования. Сводная информация отображается в паспортах инвестиционных площадок.

Рисунок 2 – Фрагмент паспорта инвестиционной площадки

 

Рисунок 3 – Фрагмент графического отображения пространственного размещения инвестиционных площадок

Таким образом, сформированный перечень инвестиционных площадок представляет собой информационно-обобщенную базу о потенциальных территориях создания индустриальных (промышленных) парков. Обладая подобной аналитической системой, органы власти могут принять оперативное и эффективное решение о выборе наиболее благоприятной территории для индустриального (промышленного) парка и качественно, без ошибок, сформировать пакет документов для подачи заявки в Минпромторг России на включение в единый реестр индустриальных парков и получение государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.       

В случае легитимного закрепления инвестиционных площадок в законе о градостроительной деятельности субъекта Российской Федерации с помощью их включения в перечень объектов регионального или местного значения становится возможным своевременная подготовка документации по планировке территории (проекты планировки и межевания), на основе которой формируется градостроительный план земельного участка, необходимый для выдачи разрешения на строительство.  

Подготовка проектов планировки и межевания территорий инвестиционных площадок, которые впоследствии могут стать индустриальными (промышленными) парками, позволит создать инструмент управления долгосрочным социально-экономическим развитием, повысит инвестиционную привлекательность территории для потенциальных инвесторов за счет заблаговременного формирования первичного рынка территорий и участков под создание предприятий по приоритетным направлениям развития.

X
Вы можете войти с зарегистрированным именем пользователя или вашим e-mail адресом.
Пароль чувствителен к регистру.
Загрузка